Нормативное регулирование производства и использования шинопроводов

  • 18.06.2020

Первые российские государственные стандарты были приняты в 1925 г. после организации деятельности Комитета по стандартизации. Спустя 3 года ввели уголовную ответственность, которую граждане несли при несоблюдении требований, содержащихся в стандартах. Применение единых стандартов ведёт к унификации и гарантирует соответствие изделий утверждённым уровням безопасности и качества. Покупатель шинопроводов и услуг в данной сфере рассчитывает, что использует безопасное оборудование соответствующего качества. Это гарантирует указание в техническом паспорте соответствия нормам, установленным в ГОСТ.

Почему соблюдение норм важно в изготовлении шинопроводов?

Выпуск шинопроводов и работы, в которых они используются, требуют знания законодательства в части требований к этой продукции. Несоблюдение норм при передаче электроэнергии может вывести из строя дорогостоящее оборудование, привести к потерям имущества из-за пожаров, а также к травмам и гибели обслуживающего персонала.

Шинопровод производят по индивидуальному заказу для конкретного объекта. В ходе проектирования следует учесть все детали, так как небольшая оплошность может сильно повлиять на особенности его эксплуатации. Шинопровод представляет собой жёсткую конструкцию, поэтому при неучтенных нюансах или отклонениях от стандарта ошибку невозможно исправить – в лучшем случае для этого понадобится перепроектировка участка. Для производства и доставки отрезка линии шинопровода и её перепрокладки нужно определённое время. Обзор правил, которые регулируют применение шинопроводов, поможет вооружиться необходимыми знаниями, а их применение исключит множество ошибок и проблем.

Российские стандарты

В РФ разработкой ГОСТ, связанных с электротехникой, занимаются специалисты Института Стандартизации и Метрологии. Стандарты, которые необходимо исполнять на территории РФ, содержат в обозначении литеру «Р». Коды в их названиях обозначают 3-4-х уровневую классификацию. 1-й уровень обозначают 19 буквами алфавита (раздел ГОСТ). 2-й уровень сообщает о том, к какому именно классу относят стандартизуемую сферу, 3-й – к какой группе принадлежит, 4-й уровень указывают после точки.

Такие же задачи решаются с помощью регламентов, устанавливающих ТУ, однако их определяют разработчик и компания-изготовитель, а не орган государственной стандартизации. Разработка ТУ связана с производством не по государственному стандарту или в случае, если стандарт по изготовлению конкретных изделий отсутствует. В ТУ указаны процедуры, которые позволяют осуществлять инспекцию соблюдения требований. Компания-производитель конкретных изделий либо её потребитель инициируют создание ТУ, в соответствии с ними производят сертификацию продукции. При этом товару присваивают спецкодировку Общероссийского классификатора. В нескольких ГОСТ регламентируется оформление техусловий. Если в техдокументации на изделие указано, что оно соответствует техусловиям, это означает для потребителей гарантию высокого уровня безопасности и качества.

Международные стандарты

Соответствие изделий международным стандартам, к примеру, ISO 9001, предоставляет возможность продвигать их в масштабах всего мира. Однако ISO не затрагивает все области, а стандартизацией электронных, электрических и смежных технологий занимаются в IEC (Международной Электротехнической Комиссии).

IEC ответственна за исследования, тестирование и сертификацию каждого произведенного изделия, проверку его соответствия санитарным, экологическим и техническим нормам, требованиям в отношении безопасности применения. У МЭК есть право на спецмаркировку изделий, которые соответствуют необходимым требованиям.

В стандартах IEC используется диапазон номеров от 60 000 до 79 999. Такую нумерацию стали использовать в 1997 году, в то время устаревшие стандарты обновляли, добавляя к старым номерам 60 тысяч, т. е., вместо МЭК 36 стал действовать МЭК 60036. В названии требований, которые разработаны в сотрудничестве со специалистами ISO, содержится дробный буквенный код ISO.

Для электротехнических изделий, которыми пользуются в нашей стране, из международных стандартов обязательно использовать нормативы ТС и технические нормы, разработанные в ТС EврАзЭС. Последние при этом доминируют.

Обзор стандартов, в которых освещены требования к шинопроводам в России

Все изменения в нормативах публикуются в ежегодном издании «Национальных стандартов». Изменения текста стандартов, а также сообщения о пересмотренных версиях текстов нормативов печатаются в ежемесячнике с одноименным названием.

1. Tехрегламент TC 004 / 2011 «O безопасности низкoвoльтного oбopудoвания». Его утвердили 16.08.2011 г. В данном стандарте низкoвoльтным принято считать электрическое оборудование с номинальным напряжением от 50 до 1000В (в сети переменного тока) и от 75 до 1500В (в сети постоянного тока). Шинопроводы попадают под действие этого техрегламента в рамках ТС. Отдельно перечислен список оборудования, которое не регламентируется текстом TC 004/2011.

Цель техрегламента – сберечь здоровье и жизнь людей, а также сохранить от порчи имущество и предотвратить обман потребителей ложными данными о назначении и безопасности оборудования. В стандарте описана процедура сертификации и правила безопасности, а также маркировки документации по эксплуатации и подтверждение соответствию оборудования тексту этого стандарта.

В регламенте указан запрет на применение низковольтного оборудования, если его качество не подтверждается текстом техрегламента ТС. Страны, которые являются членами Союза, должны вводить ограничения и запрет на применение оборудования на территории ТС, а также проводить его изъятие, если оно не соответствует стандартам безопасности.

2. ГОСТ P 51321.2-2009 (MЭK 60439-2:2005). Действует с 01.01.2011 г. В тексте ГОСТ указаны требования к испытаниям, а также к эксплуатации шинопроводящих изделий. Этот стандарт является дополнением и корректировкой ГОСТ P 51321.1-2007 относительно требований к специфике шинопроводов. Документы используют совместно для определения соответствия требованиям первоначального текста, который является приоритетным документом ТС из п.1.

В первоначальном варианте ГОСТ P 51321.1-2007 не была учтена специфика работы шинопроводов. В ГOCT Р 51321.2-2009 появились новые требования, которые связаны с ней – это, по сути, усовершенствованные нормативы межгосрегламента IЕС 60439-2:2005.

Нормативы ГОСТ относятся к электрошинам из списка Общероссийского классификатора изделий магистрального, троллейного, осветительного и распределительного типов.

Под действие этого документа попадают электрошины, а также арматурная продукция, которая используется с ними для подачи и распределения электроэнергии в жилых зданиях, торговых строениях, а также в корпусах промышленного и сельскохозяйственного назначения, коммуникационных устройствах и для электропитания определенных видов осветительной техники.

В нормативном документе допущены терминологические ошибки и подменены технические понятия, что допускает их некорректное истолкование. Такие ошибки сделаны из-за неточного перевода первоисточника – стандарта MЭK 60439-2:2005. На сегодня в этот международный стандарт внесли коррективы, часть его текстов заменили требованиями IЕС 61439. В обновленной версии международного регламента содержатся нормативы IЕС 61439-6, изменены требования к испытаниям в отношении количества параметров, которые следует проверить, а также методов испытаний (к примеру, добавлена проверка наработки на отказ и испытания стойкости к воздействию коррозии).

Учитывая все эти факторы, вероятно, вскоре этот ГОСТ выйдет в новой редакции, однако до внесения изменений его текст действителен на территории России.

3. ГОСТ 6815-79. Действует с 01.01.1981 г. Он относится к нескольким видам климатического исполнения шинопроводов распределительного и магистрального типов трёхфазных электрических сетей переменного тока (50 и 60 Гц, не выше 1000 В), которые имеют глухозаземлённую нейтраль.

Под требования данного нормативного документа не попадают шинопроводы, если их номинал тока составляет до 100 А, а также некоторые типы шинопроводов для специального использования.

В тексте стандарта указаны характеристики и размеры ключевых элементов перечисленных выше типов шинопровода, некоторые технические требования к ним, в т. ч. эксплуатационные и требования к безопасности. В нём определены методы и условия периодических испытаний и испытаний в ходе приёмки, требования к упаковке, маркировке, транспортировке, а также хранению этой продукции.

4. ГОСТ 24752-81. Действует с 01.01.1983 г. В нём перечислены требования к шинопроводам троллейного типа, которые находятся под напряжением, не превышающим 1 000 В (к ним относят мостовые краны, передаточные тележки, тали, подвижной состав монорельсов и электрического питания ручных электрических агрегатов).

5. ГOCT P MЭK 60570-99. Его приняли 18.09.1999 г., изменения внесены 09.01.2003 г. Документом установлены требования к электрошинам для осветительных приборов. Этот ГОСТ пришёл на замену ГOCT P 50527-93 (MЭK 570-85). Его необходимо использовать вместе с разделами МЭК 60598-1 такой же специфики.

Стандарт относится к шинопроводам с 2 полюсами и более, которые запитывают осветительные приборы от источников питания с номинальным напряжением, составляющим до 440В, и током до 16А; если они заземлены по I классу либо не заземлены – с безопасным напряжением до 25В и током до 25А. При этом допустимо применять шинопроводы для крепления осветительных приборов.

В стандарте описаны требования к помещениям, в которых применяют шинопроводы такого назначения. Приведена классификация электрошин для осветительных приборов, указаны нормы испытаний, требования к их маркировке, особенности конструкции, условия относительно термо-, огне- и теплостойкости и рабочей температуры, типы защиты, требования к заземлению, изоляции и монтажу.

Изначальный вариант ГОСТа был изменен в некоторой степени, поэтому эксперты советуют использовать более позднюю редакцию текста этого стандарта. Внесенные изменения привели нормативы 1-го варианта документа в соответствие с международными стандартами MЭK 60598-1 и MЭK 60364-7-715. Изменения коснулись защиты от перегрузки и КЗ, также отредактированы требования к эксплуатации, испытаниям и монтажу.

6. ГOCT 28668.1-91 (MЭK 439-2-87) Ч. 2. Его ввели в действие 01.01.1992 г., второе издание вышло весной 2003 г. В этом ГОСТ описано применение 2-ой части текста международного стандарта в отношении системы сборных шин (шинопроводов), он имеет рекомендательный характер.

В тексте дано определение шинопроводов и расшифровки терминов, которые относят к сфере низковольтных комплектных устройств, описано несколько их характеристик и требований к испытаниям.

7. ГOCT P 53310-2009. Действует с 01.01.2010 г. В документе указаны требования относительно пожаробезопасности и методов испытаний характеристик огнестойкости шинопроводных проходок, а также герметичных вводов для конструкций преград противопожарного назначения и огнестойких пределов.

Согласно Федеральному закону №123-Ф3, который издан 22.07.2008 г., определены техрегламенты относительно пожаробезопасности. В частности, указано, что шинопроводы необходимо ограждать конструкциями из огнестойких материалов, чтобы в случае возникновения пожара сдержать распространение пламени по проходу. Для этого электрошину следует закрыть кожухом, изготовленным из плиточного силиката. Испытания проводят в спецкамерах, после их выполнения результаты проверки прохода обозначают индексом, соответствующим периоду, за который он проявил пожароустойчивость и сохранил рабочие характеристики.

8. ГOCT 434-78 (Изменения N№ 1, 2, 3). Введен в действие 01.01.1979 г. вместо ГOCT 434-71. Новая редакция вышла в марте 2002 г. В практическом отношении интересны несколько стандартов, которые устанавливают нормы к материалу для производства электрошин.

В тексте этого документа указаны нормативы на медный шинопровод – проволоку, имеющую прямоугольное сечение, а также шинопроводы, произведенные из электротехнической меди. В ГОСТе приведены марки, из которых их следует изготавливать, таблица с размерами и поперечным сечением шин. Кроме прочих указаний, перечислены технические требования к слиткам и заготовкам для выпуска шин, правила проверки соответствия тексту этого стандарта, методы испытаний и проведения измерений, требования к хранению и транспортировке.

9. ГOCT 15176-89. Его ввели в действие 28.06.1989 г. В стандарте указаны требования к прессованным электрошинам, произведенным из алюминия и его сплавов, указаны размеры и масса шин (теоретическая), марки металла, а также правила проведения приёмки, методов испытаний, транспортировки и хранения.

Производство твердых изолированных шин из алюминия происходит согласно техническим условиям TУ 3439 - 008 - 97798632 - 2013.

10. ГOCT 14254- 201 Г (MЭK 60529:2013). Действует с 01.01.1997 г. Документ представляет собой межгосстандарт, который идентичен международному стандарту MЭK 529-89.

В документе приведена классификация степеней защиты для оболочки электрического оборудования (указаны коды IР). Классификацию можно использовать для многих видов оборудования, но в стандарте предусмотрена определенная степень свободы для компаний-производителей при определении степени безопасности конкретных видов изготавливаемого оборудования.

MЭK 529-89 – 2-е издание данного стандарта, в нём приведены несколько новых требований. Текст ГОСТа применим к оборудованию в сфере ИТ-технологий, электротехники и приборостроения. В нём приведена классификация степеней защиты оболочек по отношению к проникновениям твердых предметов (в т. ч. защиты людей от контактов с опасными частями продукции и оборудования от попаданий твёрдых тел сквозь его оболочку) и влаги. В тексте стандарта указаны методы испытаний оболочек по соответствию уровням защиты.

По приведенной в ГОСТе таблице можно выявить класс защиты шинопровода в соответствии с нормативным стандартом. В принятых обозначениях 1-й индекс обозначает защиту оболочки от касаний и воздействия твердых предметов, 2-й – уровень защиты от попаданий влаги.

Резюме

До сентября 2011 г. строго отслеживалось обязательное соответствие шинопроводов требованиям ГОСТов, стандарты играли первостепенную роль в системе контроля качества изделий, в мероприятиях по защите здоровья людей и окружающей среды. Сейчас нормативы в ГОСТах носят зачастую рекомендательный характер, но в отношении производственной сферы и областей, серьёзно влияющих на жизнь и здоровье людей, их необходимо строго соблюдать.

В мировой практике ощутима тенденция к переходу на узкие отраслевые нормативы и регламентацию конкретных видов изделий, схожих по определённым техническим условиям. Важно подчеркнуть, что сейчас наблюдается усиление степени строгости и расширение требований к шинопроводам, например, по отношению к испытаниям на соответствие нормативам качества и безопасности их использования.